Агрессия ребенка в детском коллективе

12.11.2018

Вопросы для обсуждения:

1.Роль семьи в проявлении детской агрессии.
2. Поощрения, наказания.
3.Как преодолеть детскую агрессию.

Главная тема дня — проявление нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Агрессия проявляется физически (ударили, толкнули, щепнули и т.д.) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). Иногда проявляется враждебная агрессия, направленная на то чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равносильные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально предметные формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя их как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Для исследования отношения детей к телепрограммам можно задать и анализировать следующие вопросы:
Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
Что тебе в них нравится?
Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи?
Какие передачи привлекают твоих родителей?
Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей не приветствуеться тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие в дальнейшем в детском коллективе.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие общения с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:
следует немедленно за поступком;
объяснено ребенку;
суровое, но не жестокое;
оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества;

Наказывая ребенка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку и не учить давать отпор и сдачу на неприятие другого ребенка.
Запомните золотые правила воспитания, связанные с темой данной беседы:
Учитесь слушать и слышать своего ребёнка в разных ситуациях, даже если вы заняты.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, но нужно уметь сглаживать их.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи и окружающего мира.
Доброе и положительное отношение к ребенку и взрослому творит чудеса!

Воспитатели: Смагина О.А.

Зуева И.Н.