Известно, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения, игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения числа, времени для свободной деятельности. Педагоги и психологи утверждают, что необходимо вернуть воспитателей к игре как к центру построения воспитательно-образовательного процесса. Предметом особого внимания педагогов стал анализ психолого-педагогических условий развития игры детей. Они предусматривают следующее:
$1· Использовать в педагогическом процессе всего многообразия игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, игры – фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные.
$1· Обогащение жизненного опыта детей занятиями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации – экскурсии, посещение музеев, встреча с интересными людьми, художественное слово, прогулки наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы… Особое значение необходимо придавать построению развивающего пространства для содействия развития детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются следующее:
$1· Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны. Это позволяет всем детям одновременно организовать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслом.
$1· Создание условий для индивидуальных и подгрупповых и коллективных игр, с тем, чтобы каждый ребёнок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
$1· Своевременное изменение предметно-игровой сферы – внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровне игровых умений детей.
$1· Оптимальный отбор игр, игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству – их недостаточное количество и несоответствующее уровню развития детской игры качество ограничивают развитие ребёнка и тормозят его игровую инициативу.
$1· Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду – посредствам многофункциональных легко-трансформирующих элементов (ширмы, узкие устойчивые плоскости и т.д.)
$1· Нет половых различий детей при организации предметно-игровой среды – её содержание должно отображать как интересы девочек, так и мальчиков. Однако роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности – побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач, решение проблемных вопросов, участие в игре с принятием главной или второстепенной роли, решение конфликтной ситуации. Большую помощь в развитии игровой деятельности оказывают исследования Н.Я. Михайленко, Н.А.Коротковой, в которых доказано, что игры развиваются в следующей последовательности:
$11. младший дошкольный возраст – режиссерская игра (игра – манипуляция предметами).
$12. средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра – диалог).
$13. старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссерская игра (игра – фантазия, сюжетно — сложенные).
Каждый вид игры отвечает своими целями и задачами и определяет организацию игрового пространства в группе:
Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, предметы заместители…)
В средней группе дошкольного возраста основными атрибутами игр должна стать, помимо игрушек, предметы заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный объект.
В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет). Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Опорой для них служат уже не только образные игрушки, но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок, шарик).
Особое внимание необходимо уделять двум аспектам:
$11. формирование основания для развития детской игры – беседы, диалоги с детьми, чтение художественной литературы, прогулки, экскурсии, использование технических средств и т.д.
$12. содействие становлению игрового опыта ребёнка – знакомство с атрибутами, предметами заместителями и способами их использования, организация игрового пространства, игры – имитации, конструктивные и подвижные игры, ручной труд, изо-деятельность, самостоятельное изготовление атрибутов.
По мнению учёного, доцента О.В. Солнцевой, роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем как партнёр в игре двух – трёх детей. Дальше он становится помощником в организации игровой деятельности, и в регуляции общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игрой.
И так, можно сделать вывод: процесс самораскрытия ребёнка в игре, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.