Сюжетно-ролевые игры это — игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.Сюжетно-ролевая игра полезна для социализации. В ней ребёнок готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни.
В дошкольном возрасте у ребёнка только одна возможность побыть взрослым – в ролевой игре.
С помощью ролевой игры ребёнок познаёт мир человеческих отношений.
Целью и задачами:
— Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации.
-Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
-Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
-Обогащение активного словарного запаса, развитие навыка диалогической речи.
— Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять элементы танца, пения.
— Формирование умения самостоятельно распределять роли, работать в команде и нести ответственность за свои действия.
Для того, чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру надо помнить три простых правила:
— Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребёнка.
— Во-вторых, игра – это творческий процесс, не стоит загонять ребёнка в какие бы то ни было жёсткие рамки.
— В-третьих, старайтесь, чтобы игра менялась и имела своё развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребёнок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык.
Чтобы дошкольники могли играть в сюжетно-ролевые игры, они должны получить знания о многообразии профессий в современном мире. На основе представлений о трудовых обязанностях, содержании труда, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат труда. С этой целью, надо использовать непосредственное общение детей с людьми разных профессий (по возможности, знакомить с профессиями родителей (учитель, строитель, водитель, машинист, врач, парикмахер и т. д.). Это позволяет расширить познавательное пространство детей. Также, проводит просмотр видеофильмов, фотографий и т. д.
Когда у детей есть достаточно представлений о предметном мире, сюжетно-ролевая игра протекает интересно, длительно, у детей меньше разногласий, когда есть чёткие представления о предметах и профессиях людей. В реализации своих игровых замыслов дошкольники используют слово, собственные действия и предметы-заменители.
Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки, различные предметы, которые помогают ему действовать согласно своей роли. Так, врач должен иметь белый халат и шапочку, учительница указку и доску, водитель – сидит за рулём, моряк носит бескозырку и матроску и т. д. Игровые атрибуты способствуют сохранению сюжета, его развёртыванию, поиска детьми новых поворотов в игре. С их помощью детям легче выполнять ролевое поведение, сохраняя её в течение игры. Особенно важно использование предметов-атрибутов на первых этапах развития сюжетно-ролевой игры, когда сюжет и ролевое поведение детей неустойчивы, требуют внешней организации. Взрослый оборудует игровые комнаты, группируя предметы-атрибуты согласно любимых сюжетов игр детей: для игры «в больницу, почту, семью, магазин, парикмахерскую, кафе» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры – важная часть социализации, развития и адаптации детей в обществе. Их нельзя заменить смартфонами и компьютерами или полностью исключить из жизни ребенка.
Воспитатель: Порвина С. В.
652300, Российская Федерация, Кемеровская область — Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, 16